Необходимость в процедуре регистрации фаркопа прежде всего зависит от марки авто и заявленных производителем характеристик.
Для принятия решения о допустимости установки тягово-сцепного устройства (ТСУ) и необходимости его регистрации в ГИБДД как изменения конструкции автомобиля необходимо вначале изучить заводскую документацию на автомобиль. Возможны три основных варианта. Рассмотрим их.
1. Буксировка прицепа допускается заводом-изготовителем, тягово-сцепное устройство является стандартным или дополнительным оснащением автомобиля.
В соответствующей графе ПТС находим номер одобрения типа транспортного средства (ОТТС):
В ОТТС находим тягово-сцепное устройство, указанное в качестве дополнительного оборудования
Заодно убеждаемся, что в части оснащения ТСУ автомобиль прошел сертификацию
Уточняем допустимые характеристики прицепа
Приобретаем фаркоп, который сертифицирован с моделью нашего автомобиля (или базового шасси)
Устанавливаем фаркоп в штатные места.
Сохраняем для себя копии ОТТС и сертификата на ТСУ.
Так как возможность установки тягово-сцепного устройства предусмотрена конструкцией конкретного автомобиля, то с точки зрения технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» (п.6) монтаж фаркопа не будет являться изменением конструкции, а, следовательно, регистрировать его в Госавтоинспекции не нужно.
Но разъяснения на всякий случай приложим
2. Буксировка прицепа допускается заводом-изготовителем, тягово-сцепное устройство отсутствует в перечне стандартного или дополнительного оснащения автомобиля.
Если в одобрении типа транспортного средства на Ваш автомобиль указаны характеристики прицепа, допускаемого к буксировке, но в перечне возможного оборудования ТСУ нет,
то по сути это означает, что завод-изготовитель автомобиля предусмотрел возможность буксировки прицепа, но не предлагает комплектации, включающей фаркоп. Отличий с первым вариантом нет: приобретается ТСУ, сертифицированное для установки на конкретную модель автомобиля (базовое шасси). Регистрация в Госавтоинспекции так же не потребуется, но в данном случае следует сослаться уже на п.77 ТР ТС 018/2011
3. Буксировка прицепа заводом-изготовителем не предусмотрена.
В ОТТС на некоторые автомобили может присутствовать запись «Буксировка прицепа не предусмотрена»
В этом случае в ГИБДД Вам обосновано укажут на недопустимость такого переоборудования, ссылаясь на разъяснения Минпромторга России от 20.11.2019г. №82125/20.
На самом деле это тот самый случай, когда мы бы рекомендовали связаться с заводом-изготовителем автомобиля или испытательной лабораторией (что гораздо проще и быстрей) и узнать причины такого решения, так как это может быть, как конструктивная особенность, действительно исключающая возможность буксировки прицепа (замечательная статья по этому поводу от испытательной лаборатории "УслугиАВТО"http://www.uslugiavto.com/node/162), так и простая экономия изготовителя на сертификации
В любом случае при установке ТСУ на такой автомобиль избежать обращения в испытательную лабораторию невозможно, так как необходимо проведение процедуры по регистрации изменений, внесенных в конструкцию транспортного средства. Иногда может потребоваться не только подготовка заключения предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства на предмет возможности внесения в нее изменений и протокола проверки безопасности конструкции транспортного средства после внесенных в нее изменений, но и расчет эффективности тормозной системы. В целом процедура регистрации изменений конструкции стандартна, но из-за необходимости обоснования допустимости в ГИБДД на каждом этапе, необходимо запастись терпением или доверить регистрацию нам.