При всей простоте и надежности конструкции барабанные тормозные механизмы существенно уступают дисковыми в эффективности, что часто приводит автовладельцев к мысли о замене комплектов тормозных «барабанов» на «диски».
Начать замену следует с подбора механизмов. Необходимо обеспечить эффективность работы всех тормозных систем (стояночной, рабочей и запасной). Сразу отметим, что все устанавливаемые компонента тормозной системы должны иметь сертификат, подтверждающий их соответствие требованиям Правил ООН No13 и Техническому регламенту ТР ТС018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Самым простым способом убедиться в эффективности тормозной системы после ее изменения является установка компонентов, сертифицированных в составе данного транспортного средства. Так при замене штатных передних тормозов на автомобиле УАЗ-3151 самым простым решением будет установка «заводского» комплекта передних дисковых рабочих тормозов от автомобиля УАЗ-31519, например. Если имеется желание или потребность в еще большей эффективности, то следует посмотреть в сторону доработанных или «усиленных» комплектов тормозов, но, по-прежнему, прямо рассчитанных на базовое шасси принадлежащего Вам автомобиля. Так в рассматриваемом нами случае доработки тормозов УАЗ-3151 можно обратить внимание на дисковые тормоза с перфорированными дисками, например. Если из компонентов, сертифицированных в составе принадлежащего Вам автомобиля, Вы не смогли подобрать устраивающего комплекта, то можно обратить внимание в сторону комплектов дисковых тормозов, предназначенных для установки на автомобили с такой же или большей разрешенной максимальной массой. В этом случае после установки необходимо будет провести в испытательной лаборатории проверку (расчет) соответствия характеристик тормозной системы транспортного средства по эффективности торможения и подтвердить соответствие тормозной системы требованиям Правил ООН No13 на стенде.
После того, как Вы определитесь с компонентами, подлежащими к установке, необходимо обратиться в испытательную лабораторию для оформления заключения предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства на предмет возможности внесения изменений. С данным заключением необходимо обратиться в соответствующее подразделение ГИБДД для получения разрешения на внесение изменений в конструкцию транспортного средства.
Получив от Госавтоинспекции разрешение можно приступить к установке компонентов тормозной системы. Так как тормозная система является наиболее ответственным элементом автомобиля, то эти работы в дальнейшем могут быть приняты испытательной лабораторией только в случае их проведения в организации, имеющей сертификат на право проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств. В процессе замены могут использоваться только штатные монтажные элементы, при этом должна быть обеспечена герметичность всех соединений. По окончании работ мастерская должна будет оформить декларацию работ с подробным описанием проведенных работ, установленных компонентов и изменившихся характеристик.
Проверка исправности и соответствия конструкции автомобиля проверяется путем проведения технического осмотра в ПТО, которое оформляет, в случае полного соответствия, диагностическую карту.
Следующим шагом станет подготовка испытательной лабораторией протокола проверки безопасности конструкции транспортного средства после внесенных в неё изменений. Для это необходимо предоставить в лабораторию выданное Госавтоинспекцией разрешение, декларацию производителя работ, диагностическую карту, сертификаты на установленные компоненты и подготовленное ранее заключение предварительной технической экспертизы.
В дальнейшем автомобиль предоставляется на осмотр в ГИБДД, в ходе которого проверяется соответствие работ и компонентов указанным в проведенной экспертизе, и при отсутствии замечаний выдается свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Заключительным этапом станет внесение сведений из вышеуказанного свидетельства в регистрационные документы на автомобиль.